Об основной образовательной программе

1.
Общие положения
Настоящее Положение, разработано на основе, закона «Об образовании
в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-03, Приказа Министерства образования и
науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 (в редакции Приказа
Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 31) «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, Постановления Правительства РФ №543 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования» от 18
июля 2008 г. и в соответствии с Письмом Минобразования России от
20.10.2010 г. № 12-696 «Разъяснения по формированию учебного плана
ОПОП НПО/СПО», Письмом Минобразования России от 27 августа 2009 г.
«Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин
начального профессионального и среднего профессионального образования
на основе Федеральных государственных образовательных стандартов
начального профессионального и среднего профессионального образования»,
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся,
осваивающих основные профессиональные образовательные программы
среднего профессионального образования». Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, определяется порядок разработки основных профессиональных образовательных программ по специальностям СПО.
1.1. Основная профессиональная образовательная программа (далее ОПОП) среднего профессионального образования обеспечивает достижение
обучающимися результатов обучения, установленных соответствующими
федеральными государственными образовательными стандартами среднего
профессионального образования.
1.2. ОПОП СПО состоит из:
учебного плана;
календарного графика учебного процесса;
рабочих программ учебных дисциплин;
рабочих программ профессиональных модулей;
рабочих программ учебной и производственной (по профилю специальности) практик; - рабочей программы преддипломной практики.
контрольно-оценочных средств;
методических материалов;
программы государственной итоговой аттестации.
1.3. ГБПОУ МАПТ перед началом разработки ОПОП определяет ее
специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка
труда и работодателей, конкретизирует конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
1.4. При формировании ОПОП ГБПОУ МАПТ:

использует объем времени, отведенный на вариативную часть
циклов
ОПОП, увеличивая объем времени на дисциплины и модули обязательной части либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с
потребностями работодателей и спецификой своей деятельности;
определяет, для освоения студентами в рамках профессионального модуля, профессию рабочего, должность служащего, согласно приложению к ФГОС (если в ФГОС отсутствует перечень возможных профессий, то
обращается к Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов);
в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных
модулей четко формулирует требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обеспечивает эффективную самостоятельную работу студентов;
предусматривает использование активных, интерактивных форм
обучения, в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
1.5. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практикоориентированную подготовку обучающихся. Предусматриваются следующие
виды практик: учебная и производственная (по профилю специальности и
преддипломная).
1.6. Реализация ОПОП по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Реализация основной профессиональной образовательной программы по
специальности (профессии) среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт
деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
1.7. ОПОП обеспечивается учебно-методической документацией по
всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям.
1.8. Реализация ОПОП обеспечивается выполнением обучающимися
лабораторных и практических занятий и освоением профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
1.9. Качество освоения ОПОП, в том числе по общеобразовательному
циклу, оценивается в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

1.10. ГБПОУ МАПТ ежегодно обновляет ОПОП в части состава дисциплин, профессиональных модулей, содержания рабочих программ учебных
дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственных практик, методических материалов с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологии и социальной сферы.
2.
Учебный план
2.1. Учебный план регламентирует порядок реализации ОПОП по специальностям (профессиям, должностям служащих) СПО, в том числе с реализацией ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах образовательных программ СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования.
2.2. Учебный план определяет качественные и количественные характеристики ОПОП:
объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
перечень, последовательность изучения и объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий по учебным дисциплинам и профессиональным
модулям;
сроки прохождения и продолжительность преддипломной практики;
распределение по годам обучения и семестрам различных форм
промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, профессиональным
модулям;
формы государственной (итоговой) аттестации, объемы времени,
отведенные на их подготовку и проведение;
объем каникул по годам обучения.
2.3. При формировании учебного плана необходимо учитывать следующие нормативы:
обязательная учебная нагрузка обучающихся при освоении ОПОП
включает обязательную аудиторную нагрузку и все виды практики в составе
модулей;
максимальная учебная нагрузка обучающихся включает все виды
обязательной учебной нагрузки и внеаудиторной (самостоятельной) учебной
работы;
- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет
54 часа в неделю;
объем обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся
при освоении ОПОП составляет 36 академических часов в неделю;
преддипломная практика проводится непрерывно после освоения
учебной практики и практики по профилю специальности;
консультации предусматриваются в объеме 4 часа на одного студента учебной группы на каждый учебный год и не учитываются при подсчете часов учебного времени.

2.4. Объем обязательной учебной нагрузки в учебном плане в графе
«Распределение обязательной учебной нагрузки по курсам и семестрам» показан в часах на весь семестр, безотносительно к распределению часов по
неделям обучения.
2.5. При формировании учебного плана часы обязательной учебной
нагрузки, включая инвариантную и вариативную части ОПОП, используются
в полном объеме. Необходимость реализации дополнительных профессиональных модулей, новых учебных дисциплин или увеличения объема времени, отведенного на дисциплины и модули обязательной части, обосновываются в пояснениях к учебному плану.
2.6. Для всех учебных дисциплин и профессиональных модулей, в том
числе, введенных за счет вариативной части ОПОП, обязательна промежуточная аттестация по результатам их освоения.
2.6.1. На промежуточную аттестацию в форме экзаменов отводится
суммарно 72 часа (2 недели) в году, в последний год обучения - 36 часов
(1неделя) (если иное не предусмотрено ФГОС).
2.6.2. Если учебная дисциплина или профессиональный модуль осваиваются
в течение нескольких семестров, рекомендуется не планировать промежуточную аттестацию каждый семестр. Учет учебных достижений обучающегося производится при помощи оценочной системы аттестации студентов
СПО и других форм контроля.
2.6.3. Промежуточная аттестация в форме зачета или дифференцированного зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение учебной дисциплины или профессионального модуля.
2.6.4. Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в освобожденный от других форм учебной нагрузки день. Если дни экзаменов чередуются с днями учебных занятий, выделение времени на подготовку к
нему не требуется, и проводить его можно на следующий день после завершения освоения соответствующей программы.
2.6.5. В каждом учебном году количество экзаменов не должно превышать 8, а количество зачетов - 10 (без учета зачетов по физической культуре).
2.6.6. Возможные формы промежуточной аттестации:
по дисциплинам циклов ОГСЭ (кроме «Физической культуры»),
ЕН и профессионального цикла - зачет, дифференцированный зачет, экзамен;
по «Физической культуре» – каждый семестр – зачеты, завершает
освоение программы – дифференцированный зачет;
по МДК - дифференцированный зачет, при необходимости экзамен.
по учебной и производственной практике – дифференцированный
зачет.
Возможно проведение комплексного дифференцированного зачета
по учебной и производственной (по профилю специальности) практикам в
составе одного профессионального модуля.

по профессиональному модулю - экзамен (квалификационный).
2.7. При реализации ФГОС среднего общего образования ГБПОУ
МАПТ выбирает профиль обучения в соответствии со спецификой ОПОП по
специальности (профессии) СПО.
2.8. При разработке раздела общеобразовательного цикла учебного
плана учитывается следующее:
объемы учебного времени на изучение общеобразовательных дисциплин могут быть скорректированными, с учетом значимости этих дисциплин для овладения конкретной специальностью;
формы промежуточной аттестации – дифференцированный зачет
или экзамен. По «Физической культуре» – зачет в первом семестре, дифференцированный зачет - по окончании освоения дисциплины;
обязательны экзамены - по русскому языку, математике , истории
России и по одной из профильных дисциплин (могут вводится дополнительные экзамены по профильным дисциплинам, не более 2-х)
на изучение дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» отводится не менее 70 часов и на «Физическую культуру» - до 3 часов в
неделю;
в первый год обучения студенты получают общеобразовательную
подготовку, которая позволяет приступить к освоению профессиональной
образовательной программы по специальности. Продолжение освоения
ФГОС среднего общего образования происходит на последующих курсах
обучения за счет изучения разделов и тем учебных дисциплин циклов ОГСЭ,
ЕН, а также отдельных дисциплин профессионального цикла.
2.9. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный
проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
2.9.1. Необходимым условием допуска к прохождению государственной,
итоговой аттестации является - освоение обучающимся компетенций, при
изучении теоретического материала и прохождения практики по каждому из
основных видов профессиональной деятельности.
2.10. Структура учебного плана:
титульная часть;
таблица «Календарный учебный график»;
таблица «Сводные данные по бюджету времени (в неделях)»;
таблица «План учебного процесса»;
перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и др. для подготовки по специальности (профессии) СПО;
пояснения к учебному плану.
2.11. Сводные данные по бюджету времени содержат количество
недель обучения специальности (профессии), с выделением составляющих:
обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам, учебная и произ-

водственная практика, промежуточная аттестация, государственная итоговая
аттестация, каникулы.
2.12. Учебный план является основным документом для составления
расписания учебных занятий и экзаменационных сессий, расчета педагогической нагрузки преподавателей на учебный год.
3.
Календарный график учебного процесса
3.1. Календарный график учебного процесса составляется по всем курсам обучения и утверждается директором сроком на один учебный год.
3.2. Календарный график учебного процесса устанавливает последовательность и продолжительность теоретического обучения, экзаменационных
сессий, практик, государственной (итоговой) аттестации, каникул студентов.
3.3. Таблица «Календарный график учебного процесса» отражает объемы часов на освоение циклов, разделов, дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практик в строгом соответствии с данными учебного плана.
3.4. Для дисциплин и междисциплинарных курсов указываются часы
обязательной учебной нагрузки и самостоятельной работы студентов ,
как в расчете на каждую учебную неделю, так и всего по семестру.
3.5. Для всех видов практик указываются часы обязательной учебной
нагрузки. Практики могут быть концентрированными или рассредоточенными (за исключением преддипломной практики).
3.6. Количество часов учебной нагрузки в неделю составляет (за исключением неполных календарных недель):
обязательной учебной нагрузки – 36 часов;
самостоятельной работы студентов – 18 часов;
всего часов – 54 часа.
4.
Рабочая программа учебной дисциплины
4.1. Рабочие программы учебных дисциплин разрабатываются на основе ФГОС по специальности (профессии), примерных программ или самостоятельно на срок действия учебного плана. Часовая нагрузка на все виды
учебной деятельности прописывается в рабочей программе согласно учебному плану.
4.2. Рабочая программа учебной дисциплины должна:
соответствовать характеристике профессиональной деятельности;
выпускников по специальности и требованиям к результатам освоения ОПОП, установленным ФГОС СПО по специальности (профессии);
соответствовать составу, содержанию и характеру междисциплинарных связей данной учебной дисциплины и дисциплин предшествующих
последующих и изучаемых параллельно;
определять цели и задачи изучения дисциплины;
раскрывать последовательность изучения разделов и тем дисциплины;

определять структуру и содержание учебной нагрузки студентов
по видам работ в ходе изучения данной дисциплины;
соответствовать современному состоянию, тенденциям и перспективам;
развития науки и практики по данной дисциплине;
отражать инновационные подходы преподавания дисциплины;
(использование интерактивных технологий и инновационных методов).
4.3. В рабочей программе конкретизируется содержание учебного материала, лабораторно-практических работ, видов самостоятельных работ,
формы и методы текущего контроля учебных достижений и промежуточной
аттестации обучающихся, рекомендуемые учебные пособия и др.
4.4. Утвержденная рабочая программа хранится в учебной части
ГБПОУ МАПТ.
4.5. Для формирования ОПОП по специальности на каждую рабочую
программу составляется аннотация, которая включает в себя:
область применения программы;
место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы;
цели и задачи дисциплины;
требования к результатам освоения дисциплины;
рекомендуемое количество часов на освоение программы, дисциплины.
5.
Рабочая программа профессионального модуля
5.1. Рабочие программы профессиональных модулей разрабатываются
на основе ФГОС по специальности (профессии), примерных программ или
самостоятельно на срок действия учебного плана. Часовые нагрузки на все
виды учебной деятельности и все виды практик прописываются в рабочей
программе профессионального модуля согласно учебному плану.
5.2. Рабочая программа профессионального модуля должна соответствовать требованиям к практическому опыту, умениям и знаниям в соответствии с ФГОС по специальности (профессии). Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимся видом профессиональной деятельности (профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями).
5.3. Профессиональный модуль состоит из : междисциплинарного курса (один или несколько) и практики (учебной и/или производственной (по
профилю специальности).
5.4. В рабочей программе профессионального модуля конкретизируется содержание учебного материала, лабораторно-практических работ, видов
самостоятельных работ, формы и методы текущего контроля учебных достижений и промежуточной аттестации обучающихся, приводятся данные о

видах работ учебной и производственной практик, а также примерная тематика курсовых работ/проектов.
5.5. Утвержденная рабочая программа профессионального модуля
хранится в учебной части ГБПОУ МАПТ.
5.6. Для формирования ОПОП по специальности на каждую рабочую
программу профессионального модуля составляется аннотация, которая
включает в себя:
область применения программы;
цели и задачи профессионального модуля;
требования к результатам освоения профессионального модуля;
рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины;
результаты освоения профессионального модуля.
6.
Программа преддипломной практики
6.1. Программа преддипломной практики разрабатывается с учетом
договоров с организациями и ГБПОУ МАПТ на основании требований
ФГОС в части формирования общих и профессиональных компетенций выпускника по специальности (профессии).
6.2. Программа преддипломной практики содержит перечень заданий,
которые углубляют первоначальный профессиональный опыт студента, проверяют его готовность к самостоятельной трудовой деятельности, а также по
подготовки к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломной работы или дипломного проекта).
6.3. Программа преддипломной практики, планируемые результаты
практики, задание на практику согласовываются с организациями, участвующими в проведение преддипломной практики.
6.4. Программа преддипломной практики согласовывается с зам. директора
по УПР и утверждается директором ГБПОУ МАПТ.
6.5. Для формирования ОПОП по специальности на программу преддипломной практики составляется аннотация, которая включает в себя:
область применения программы;
цели и задачи преддипломной практики - требования ФГОС по
специальности (профессии) в части формирования общих и профессиональных компетенций выпускника;
сроки проведения преддипломной практики;
перечень организаций, с которыми заключены договоры по проведению преддипломной практики;
задания для преддипломной практики;
примерная тематика выпускных квалификационных работ (дипломных проектов, дипломных работ);
формы отчетности по преддипломной практике.

6.6. Утвержденная рабочая программа по преддипломной практике
хранится у заведующего отделением и в учебной части ГБПОУ МАПТ.
7.
Контрольно-оценочные средства
7.1. Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины/междисциплинарного курса. КОС включают
материалы для проведения промежуточной аттестации, текущего контроля
знаний и умений по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу.
7.2. Структура КОС для промежуточной аттестации:
общие положения;
результаты освоения дисциплины, подлежащей проверке;
распределение кос по темам учебной дисциплины;
содержание кос;
описание процедуры проведения промежуточной аттестации эталоны ответов;
критерии оценки;
перечень материалов, оборудования и информационных источников;
используемых при проведении промежуточной аттестации;
приложения.
7.3. Структура КОС для текущего контроля:
общие положения;
результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке;
кодификатор контрольных заданий;
содержательно-компетентностная матрица оценочных средств текущего контроля;
распределение КОС по темам учебной дисциплины;
содержание КОС;
критерии оценки;
перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых при проведении текущего контроля.
7.4. КОС разрабатываются преподавателем или группой преподавателей, выносятся на рассмотрение цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебной работе за месяц до проведения промежуточной аттестации.
7.5. Утвержденные КОС хранятся в учебной части или ЦМО.
8.
Программа государственной итоговой аттестации
8.1. Программа государственной итоговой аттестации (далее - ГИА)
является частью образовательной программы среднего профессионального
образования по специальности (профессии). Программа ГИА разрабатывается в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации
преподавателями и мастерами производственного обучения . После обсужде-

ния на заседании педагогического совета с участием председателя государственной экзаменационной комиссии программа ГИА утверждается директором ГБПОУ МАПТ и доводится до сведения выпускников учебной частью не
менее чем за 6 месяцев до государственной итоговой аттестации.
8.2. Структура программы ГИА включает:
общие положения;
формы и виды государственной аттестации;
объем времени на подготовку и проведение государственной итоговой аттестации, сроки проведения;
требования к выпускной квалификационной работе;
условия подготовки и процедура проведения защиты выпускной
квалификационной работы;
порядок подачи и рассмотрения апелляций;
порядок повторного прохождения государственной итоговой аттестации.
8.3. Программа ГИА хранится в учебной части.
9.
Структура основной образовательной программы
9.1. ОПОП состоит из 2-х частей:
1)
организационно-методической, представленной материалами для
реализации ФГОС специальности (профессии);
2)
учебно-методической, представленной совокупностью учебнометодических комплексов (УМК) дисциплин или профессиональных модулей;
9.2. В структуру первой части ООП входят:
лицензия на право осуществления образовательной деятельности
данной образовательной программы СПО;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
пояснительная записка, определяющая цели и особенности ОПОП;
рабочий учебный план;
аннотации рабочих программ всех дисциплин и профессиональных модулей, включенных в учебный план и определяющих полное содержание ОПОП;
аннотация к программе преддипломной практики;
программа государственной (итоговой) аттестации выпускников;
информация обеспеченности студентов учебной и методической
литературой по всем дисциплинам учебного плана.
9.3. В УМК дисциплины (профессионального модуля) входят:
рабочая программа учебной дисциплины (профессионального модуля) разработанная и утвержденная в соответствии с настоящим Положением;
методические рекомендации (материалы) преподавателям, указывающие средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых наиболее эффективно для освоения тех или иных тем;

методические указания студентам, раскрывающие характер учебной работы, в части выполнения самостоятельной работы (программа самостоятельной работы, включая формы контроля, вопросы для самоконтроля,
тесты для самоконтроля, типовые практические задания, направления углубленного изучения тем и возможный выход на исследовательскую деятельность);
методические указания к лабораторным и практическим занятиям,
курсовому проектированию;
конспект лекций преподавателя при отсутствии по дисциплине
официальных учебников и учебных пособий с грифами федеральных органов
в виде отдельных приложений к рабочей программе дисциплины профессионального модуля) представляются фонды оценочных средств, предназначенные для проведения всех форм контроля для подготовки студента по дисциплине.
10. Разработка, формирование и хранение опоп
10.1. На первом этапе разработки ОПОП определяются конечные цели,
которые должны быть достигнуты в части содержания и организации образовательного процесса. Основанием для этого являются требования ФГОС к
компетентностной характеристике выпускника .
10.2. На втором этапе проектирования ОПОП разрабатывается ее содержательная часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей.
На этом этапе решаются следующие задачи:
определяется полный перечень дисциплин ОПОП, с учетом вариативной части;
устанавливается целесообразное соотношение между теоретической частью и практической частью, составляющими содержания образования;
определяются наиболее эффективные, с точки зрения достижения
поставленных целей, виды учебных занятий, итоговых аттестаций по всем
дисциплинам и междисциплинарным курсам;
определяются виды образовательных технологий: оптимальное
сочетание традиционных и инновационных методов и технологий обучения.
10.3. Третий этап формирования ОПОП включает разработку рабочих
программ учебных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с
данными учебного плана в части количества часов, отведенных на их изучение, и с ФГОС в части требований к умениям, знаниям, профессиональным и
общим компетенциям по данной специальности. Также разрабатываются
программы практик учебной, производственной и преддипломной (по профилю специальности).
10.4. Оформление ОПОП предполагает сбор всех организационнометодических материалов для реализации ФГОС специальности.
10.5. Содержание пояснительной записки.

10.5.1. Цель ОПОП по специальности (профессии) формируется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования с учетом запросов работодателей, востребованности выпускников, региональных особенностей и
т.п.
10.5.2. С учетом перечисленных особенностей конкретизируются данные, указанные в ФГОС СПО:
характеристика подготовки по специальности (профессии);
характеристика профессиональной деятельности выпускника;
требования к результатам освоения ОПОП;
условия реализации ОПОП;
виды и формы оценки качества освоения ОПОП.
10.6. ОПОП согласуется с работодателем и утверждается директором
ГБПОУ МАПТ.
11. О действии настоящего положения
В настоящее Положение об ОПОП СПО в установленном порядке могут
быть внесены, по мере необходимости, соответствующие изменения и дополнения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».