Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Моздокский аграрно-промышленный техникум» «Утверждаю» ^ . ^ Р ^ т о р ГБ ПОУ МАПТ ШёШк яг/А к; К адиев о ?2017 г. S i 4'®0®/ Программа работы коллектива с одаренными детьми на 2017-2021 год. Паспорт программы «Работа коллектива с одаренными детьми» Разработчик программы: Г осударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Моздокский аграрно-промышленный техникум». Цель программы: 1. Выявление одарённых детей и создание условий, способствующих оптимальному развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся и студентов, обеспечение их личностной, социальной саморе ализации и профессионального самоопределения. 2. Организация системной работы педагогического коллектива по развитию способностей, творческого и интеллектуального потенциала детей. Задачи программы: 1 .Создание системы работы с одаренными детьми; 2.Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей: 3 .Развитие системы мотивации и стимулирования одаренных детей; 4. Создание инициативной группы преподавателей, работающих с одаренными детьми. 5. Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми. Срок реализации Программы: 2017-2021г. Объемы и источник финансирования: 1.бюджетные источники: повышенная стипендия (для студентов), стиму лирующие доплаты (для преподавателей); 2.внебюджетные источники финансирования. Основные направления работы: 1 .Координационное направление - нормативно - правовая база, контроль и анализ деятельности коллектива. 2. Информационное направление - изучение проблем работы с одаренными детьми, создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми. 3. Диагностическое направление - проведение диагностик одаренных детей, создание банка данных. 4. Кадровое направление-оказание педагогам информационной и методической помощи, повышение квалификации педагогов, и создание условий для обработки и применения новых педагогических технологий, реализация программ в рамках урочной и вне урочной деятельности через учебные дисциплины и дополнительное образование. Ожидаемые результаты: 1. P oct числа выявленных одаренных детей; создание оптимальных условий для поддержки и развития одаренных детей; 2. Достижение обучающимися и студентами высоких результатов в учебе, на олимпиадах; обеспечение личностной, социальной и профессиональной самореализации; 3. Повышение качества подготовки и количества специалистов, работающих с одаренными детьми. Пояснительная записка Актуальность Главным богатством любого государства является подрастающее поколение. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Работа по выявлению и развитию этих задатков становится одним из главных направлений государственной политики в области образования, позволяющим раскрыть природу личности и обеспечивающая возможность использования новых педагогических технологий для совершенствования методов и форм обучения молодежи. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения. В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад, участников конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений, но анализ состояния работы с одаренными детьми позволяет выделить следующие проблемы: - отсутствие системы выявления, развития одаренности детей и системы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей; - недостаточный уровень подготовки педагогов, родителей по работе с одаренными детьми. Решению выявленных проблем будет способствовать: - создание условий для работы с одаренными детьми в соответствии с перспективами социально - экономического развития района, Республики; - повышение качества работы с одаренными детьми через внедрение эффективных технологий, разработку образовательных программ различного уровня: - создание развивающей среды в образовательных учреждениях: повышение профессионального уровня педагогов, работающих с одаренными детьми, - привлечение внебюджетных источников финансирования программ по выявлению и поддержке одаренных детей; - повышение эффективности участия детей в Республиканских и Международных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, спортивных соревнованиях. Программа предполагает принятие мер по следующим направлениям: - создание системы диагностики одаренности, механизмов поиска и выявления одаренных детей, включая работу с момента профориентационной работы; - поддержка участия детей в мероприятиях, сборах, конкурсах, республиканских и всероссийских соревнованиях, предметных олимпиадах; - -развитие системы мотивации и стимулирования одаренных детей; - развитие системы повышения квалификации педагогов, работающих с Концепция Программы: Работа с одаренными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения при подготовке специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих. Цели Программы: 1.Выявление одарённых детей и создание условий, способствующих оптимальному развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся и студентов через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения. 2.Организация системной работы педагогического коллектива по развитию способностей, творческого и интеллектуального потенциала одарённых детей. Задачи Программы: 1 .Создание и пополнение «методической копилки» с целью ознакомления учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми. 2. Создать банк данных "Одаренный ребёнок". 3. Разработать научно-методическое, психолого-педагогическое сопровождение развития одарённых детей через создание и работы творческой группы по проблеме, работы ЦК. 4. Создать механизмы реализации творческих, исследовательских, коммуникативных потребностей одарённых детей. 5. Сформировать у интеллектуально развитых обучающихся и студентов устойчивую потребность к научной и исследовательской деятельности. 6. Создание инициативной группы преподавателей, одаренными детьми. Подготовка и повышение педагогических кадров по работе с одаренными детьми. работающих с квалификации Нормативно-правовая база Программы: -основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.; -Закон Российской Федерации «Об образовании»; -Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.; -Устав образовательного учреждения. Области реализации Программы: 1. Предметы образовательного и профессионального цикла. 2. Сфера информатизации (участие в различных дистанционных олимпиадах, развитие сайта техникума). 3 .Дополнительное образование в рамках образовательного учреждения. Ожидаемые результаты. 1. Увеличение числа обучающихся и студентов с интеллектуальной и творческой одарённостью. 2. Создание системы работы с одаренными детьми. 3. Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми. 4. Разработка и апробация новых образовательных программ для работы с одаренными детьми. 5. Совершенствование системы работы с одарёнными детьми. 6. Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми. Содержание работы с одаренными детьми. Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного обучающегося и студента. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений программы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого обучающегося и студента, предварительно изучив особенности его поведения. Развитие креативности требует новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. В целях повышения психологической и профессиональной компетентности педагогов, работающих с обучающимися и студентами ежедневно сталкивающихся с проявлением творческой активности, рассматривается возможность раскрытия потенциала педагогов. Задача преподавателя помочь каждому обучающемуся и студенту ставить перед собой посильные задачи, овладевать исследовательскими и другими навыками, необходимыми для решения этих задач. Методические требования к организации и практической реализации Программы 1 .Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании». 2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных обучающихся и студентов. 3.Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей одаренных обучающихся и студентов. 4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными обучающимися и студентами. 5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными обучающимися и студентами. 6.Совместная коррекционно-методическая работа преподавателейпредметников и педагога-психолога. 7. Ежегодный анализ состояния и результатов работы преподавателей с одаренными обучающимися и студентами, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений. 8.Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными обучающимися и студентами. 9.Создание банка педагогической информации по работе с одаренными обучающимися и студентами. Организационная деятельность техникума 1.Педагогические совещания по результатам диагностирования. 2.0рганизация методической работы с педагогическим коллективом, обеспечение учебно-методической литературой. 3.Формирование режима работы техникума, обеспечивающего возможности участия обучающихся и студентов в системе дополнительного образования (факультативы, курсы, индивидуальные занятия, индивидуальные консультации) и т.д.. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов 1.Рациональное наполнение компонента учебного плана с учетом склонностей и запросов обучающихся и студентов через формирование факультативов, индивидуальных занятий, кружков. 2.0рганизация и проведение олимпиад. Участие в Республиканских, Всероссийских олимпиадах. 3.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов профессионального мастерства, научно-практических конференций, Наблюдение, контроль за выполнением Программы 1. Включение в план внутреннего контроля техникума вопросов организации и отслеживания результатов работы с одаренными обучающимися и студентами. 2. Проведение контрольных срезов знаний, тестов, анкетирования обучающихся и студентов творческого уровня. 3. Проведение конференций, конкурсов, творческих отчетов. среди Механизм реализации Программы Данная Программа включает в себя три этапа реализации: 1 этап - «Диагностико -прогностический (мониторинг одаренности)» 1.Создание банка данных по одаренным обучающимся и студентам. 2. Создание банка творческих работ обучающихся и студентов. 3. Создание банка текстов олимпиад и интеллектуальных и профессиональных конкурсов. 4. Создание рекомендаций по работе с одаренными детьми в техникуме: - диагностических мероприятий по выявлению одаренности обучающихся и студентов; - системы дополнительного образования; - внеклассной работы по предмету; - по проведению профессиональных конкурсов; - обучение педагогов работе с одаренными обучающимися и студентами через курсы повышения квалификации, семинары, педсоветы, самообразование. 2 этап - «Основной» 1.Выявление одаренных обучающихся и студентов по истечении первого семестра. 2.0рганизация системы научно-исследовательской деятельности обучающихся и студентов. 3. Учет индивидуальных достижений обучающихся и студентов; 4. Переход на систему портфолио; 5. Проведение выставок технического творчества; 6. Проведение конкурсов профессионального мастерства; 7.Обобщение опыта работы педагогов, работающих с одаренными обучающимися и студентами по технологиям творческого и интеллектуального развития подростков. 3 этап - «Констатирующий» 1.Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными обучающимися и студентами. 2. Внедрение в практику работы рейтинга обучающихся и студентов. 3. Развивать в одаренном обучающемся и студенте психологию «лидера». Перспективный план по работе с одаренными обучающимися и студентами. Задачи Создать эффективную и постоянно действующую систему выявления одаренных обучающихся и студентов. Осуществлять методическое обеспечение процесса развития одаренности обучающихся и студентов. Дальнейшее повышение научнотеоретических знаний преподавателей, мастеров п/о и руководителей ЦК по работе с одаренными обучающимися и студентами. Обеспечить условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и студентов. Осуществлять контроль за качеством учебно-методического обеспечения ОУ. Проведение мероприятий в ОУ. Работа спортивных секций. Работа кружков и клубов по интересам. Профориентационная работа Содержание деятельности 1. Накопление банка данных об одаренных обучающихся и студентах. 2. Организация работы социального педагога, педагога-психолога, педагогов с одаренными обучающимися и студентами. 1. Формирование банка ППО по работе с одаренными обучающимися и студентами. 2. Подбор учебных программ для углубленного изучения предметов. 1. Организация работы семинаров для преподавателей, мастеров п/о и руководителей ЦК. 2. Организация курсовой подготовки для педагогического состава. 1. Максимальная реализация в проведении предметных олимпиад и конкурсов профессионального мастерства. 2. Использование методов проекта, технологии инновационного образования. 3. Использование дифференциации и индивидуализации обучения обучающихся и студентов. Экспертиза учебных программ для одаренных обучающихся и студентов. Предметные недели, предметные олимпиады, недели профессионального цикла, конкурсы профессионального мастерства. Расширение количества участников спортивных секций техникума. Расширение количества участников кружков и клубов по интересам техникума. Связь техникума с МОУ СОШ Моздокского района по формированию банка данных обучающихся и студентов на предстоящий учебный год. Организация и функциональное обеспечение данной Программы. Функции директора. Предусматривать в годовом учебном плане отдельный раздел по работе с одарёнными обучающимися и студентами. Осуществлять контроль за его выполнением участниками образовательного процесса. Создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых обучающихся и студентов Функции руководителей структурных подразделений. Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией Программы. Организация и проведение семинаров по проблемам работы с обучающимися и студентами. Координация действий преподавателей, работающих с одарёнными обучающимися и студентами. Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых обучающихся и студентов. Функции творческой группы. Подбор диагностических материалов для выявления одарённых обучающихся и студентов. Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме. Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными обучающимися и студентами. Определение критериев эффективности работы. Функции руководителей ЦК. Планирование и проведение предметных недель и олимпиад. Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по общеобразовательным предметам. Планирование и проведение недель профессионального цикла и олимпиад профессионального мастерства. Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по спец.предметам. Функции преподавателей и мастеров п/о. Выявление преподавателями одарённых обучающихся и студентов по своим предметам. Выявление мастерами п/о одарённых обучающихся и студентов по избранной профессии. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными обучающимися и студентами (дифференцированный подход), включение заданий повышенной сложности, творческого, научноисследовательского уровней Организация индивидуальной работы с одарёнными обучающимися и студентами. Подготовка обучающихся и студентов к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям, проводимым в техникуме и Республиканским. Оформление своего опыта работы с одарёнными обучающимися и студентами в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете. ^ ------ ~ к-ябинетях и учебных мастерских картотеки