Программа работы коллектива с одарёнными детьми.(2017-2021).pdf

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Моздокский аграрно-промышленный техникум»

«Утверждаю»
^ . ^ Р ^ т о р ГБ ПОУ МАПТ

ШёШк

яг/А
к;

К адиев

о

?2017 г.
S i 4'®0®/

Программа
работы коллектива с одаренными детьми
на 2017-2021 год.

Паспорт программы
«Работа коллектива с одаренными детьми»

Разработчик

программы:

Г осударственное бюджетное
профессиональное
образовательное
учреждение «Моздокский аграрно-промышленный техникум».

Цель программы:
1. Выявление одарённых детей и создание условий, способствующих
оптимальному развитию интеллектуального и творческого потенциала
обучающихся и студентов, обеспечение их личностной, социальной саморе­
ализации и профессионального самоопределения.
2. Организация системной работы педагогического коллектива по
развитию способностей, творческого и интеллектуального потенциала детей.
Задачи программы:
1 .Создание системы работы с одаренными детьми;
2.Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития
одаренных детей:
3 .Развитие системы мотивации и стимулирования одаренных детей;
4. Создание инициативной группы преподавателей, работающих с одаренными
детьми.
5. Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными
детьми.

Срок реализации Программы: 2017-2021г.
Объемы и источник финансирования:
1.бюджетные источники: повышенная стипендия (для студентов), стиму­
лирующие доплаты (для преподавателей);
2.внебюджетные источники финансирования.

Основные направления работы:
1 .Координационное направление - нормативно - правовая база, контроль и
анализ деятельности коллектива.
2. Информационное направление - изучение проблем работы с одаренными
детьми, создание банка образовательных программ и методических материалов
для работы с одаренными детьми.
3. Диагностическое направление - проведение диагностик одаренных детей,
создание банка данных.
4. Кадровое направление-оказание педагогам информационной и
методической помощи, повышение квалификации педагогов, и создание
условий для обработки и применения новых педагогических технологий,
реализация программ в рамках урочной и вне урочной деятельности через
учебные дисциплины и дополнительное образование.

Ожидаемые результаты:

1. P oct числа выявленных одаренных детей; создание оптимальных условий
для поддержки и развития одаренных детей;

2. Достижение обучающимися и студентами высоких результатов в учебе, на
олимпиадах; обеспечение личностной, социальной и профессиональной
самореализации;
3. Повышение качества подготовки и количества специалистов, работающих с
одаренными детьми.

Пояснительная записка
Актуальность
Главным богатством любого государства является подрастающее
поколение. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет
огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков.
Работа по выявлению и развитию этих задатков становится одним из главных
направлений
государственной
политики
в
области
образования,
позволяющим раскрыть природу личности и обеспечивающая возможность
использования новых педагогических технологий для совершенствования
методов и форм обучения молодежи.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и
победителей предметных олимпиад, участников конкурсов и соревнований и,
как следствие, высоких образовательных достижений, но анализ состояния
работы с одаренными детьми позволяет выделить следующие проблемы:
- отсутствие системы выявления, развития одаренности детей и системы
психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
- недостаточный уровень подготовки педагогов, родителей по работе с
одаренными детьми.
Решению выявленных проблем будет способствовать:
- создание условий для работы с одаренными детьми в соответствии с
перспективами социально - экономического развития района, Республики;
- повышение качества работы с одаренными
детьми через внедрение
эффективных технологий, разработку образовательных программ различного
уровня:
- создание развивающей среды в образовательных учреждениях: повышение
профессионального
уровня
педагогов,
работающих
с одаренными
детьми,
- привлечение
внебюджетных источников
финансирования
программ
по выявлению и поддержке одаренных детей;
- повышение эффективности участия детей в Республиканских и
Международных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства,
спортивных соревнованиях.
Программа предполагает принятие мер по следующим направлениям:
- создание системы диагностики одаренности, механизмов поиска и
выявления одаренных детей, включая работу с момента профориентационной
работы;
- поддержка участия детей в мероприятиях, сборах, конкурсах,
республиканских и всероссийских соревнованиях, предметных олимпиадах;
- -развитие системы мотивации и стимулирования одаренных детей;
- развитие системы повышения квалификации педагогов, работающих с

Концепция Программы:
Работа с одаренными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать
одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения
при подготовке специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих
и служащих.
Цели Программы:
1.Выявление одарённых детей и создание условий, способствующих
оптимальному развитию интеллектуального и творческого потенциала
обучающихся и студентов через внедрение в образовательный процесс новых
образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.
2.Организация системной работы педагогического коллектива по развитию
способностей, творческого и интеллектуального потенциала одарённых
детей.
Задачи Программы:
1 .Создание и пополнение «методической копилки» с целью ознакомления
учителей с научными данными о психологических особенностях и
методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми.

2. Создать банк данных "Одаренный ребёнок".
3. Разработать научно-методическое, психолого-педагогическое
сопровождение развития одарённых детей через создание и работы
творческой группы по проблеме, работы ЦК.
4. Создать механизмы реализации творческих, исследовательских,
коммуникативных потребностей одарённых детей.
5. Сформировать у интеллектуально развитых обучающихся и студентов
устойчивую потребность к научной и исследовательской деятельности.
6. Создание инициативной группы преподавателей,
одаренными
детьми.
Подготовка
и
повышение
педагогических кадров по работе с одаренными детьми.

работающих с
квалификации

Нормативно-правовая база Программы:

-основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной
Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
-Закон Российской Федерации «Об образовании»;
-Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской
Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от
03.10.2002г.;
-Устав образовательного учреждения.
Области реализации Программы:
1. Предметы образовательного и профессионального цикла.
2. Сфера информатизации (участие в различных дистанционных
олимпиадах, развитие сайта техникума).
3 .Дополнительное образование в рамках образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты.

1. Увеличение числа обучающихся и студентов с интеллектуальной и
творческой одарённостью.
2. Создание системы работы с одаренными детьми.
3. Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками
работы с одаренными детьми.
4. Разработка и апробация новых образовательных программ для работы с
одаренными детьми.
5. Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.
6. Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

Содержание работы с одаренными детьми.
Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков
является важным условием реализации индивидуальности одаренного
обучающегося и студента. Исходя из этого, одним из приоритетных
направлений программы является совершенствование уровня компетентности
педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к
индивидуальным
свойствам
каждого
обучающегося
и
студента,
предварительно изучив особенности его поведения. Развитие креативности
требует новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. В
целях повышения психологической и профессиональной компетентности
педагогов, работающих с обучающимися и студентами ежедневно
сталкивающихся с проявлением творческой активности, рассматривается
возможность раскрытия потенциала педагогов. Задача преподавателя
помочь каждому обучающемуся и студенту ставить перед собой посильные
задачи,
овладевать
исследовательскими
и другими
навыками,
необходимыми для решения этих задач.
Методические требования к организации и практической реализации
Программы
1 .Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об
образовании».
2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы,
направление на социальную защиту и поддержку одаренных
обучающихся и студентов.
3.Организация необходимой психолого-педагогической работы среди
родителей одаренных обучающихся и студентов.
4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических
кадров, работающих с одаренными обучающимися и студентами.
5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными
обучающимися и студентами.
6.Совместная
коррекционно-методическая
работа
преподавателейпредметников и педагога-психолога.
7. Ежегодный анализ состояния и результатов работы преподавателей с
одаренными обучающимися и студентами, принятие необходимых
управленческих коррекционно-направляющих решений.
8.Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с
одаренными обучающимися и студентами.
9.Создание банка педагогической информации по работе с одаренными
обучающимися и студентами.

Организационная деятельность техникума
1.Педагогические совещания по результатам диагностирования.
2.0рганизация методической работы с педагогическим коллективом,
обеспечение учебно-методической литературой.
3.Формирование режима работы техникума, обеспечивающего возможности
участия обучающихся и студентов в системе дополнительного образования
(факультативы, курсы, индивидуальные занятия, индивидуальные
консультации) и т.д..

Формы и виды организации работы с детьми, склонными к
творческому уровню освоения отдельных образовательных областей
или предметов
1.Рациональное наполнение компонента учебного плана с учетом
склонностей и запросов обучающихся и студентов через формирование
факультативов, индивидуальных занятий, кружков.
2.0рганизация
и
проведение
олимпиад.
Участие
в
Республиканских, Всероссийских олимпиадах.
3.Организация
и
проведение
интеллектуальных
игр,
конкурсов
профессионального мастерства, научно-практических конференций,
Наблюдение, контроль за выполнением Программы
1. Включение в план внутреннего контроля техникума вопросов
организации и отслеживания результатов работы с одаренными
обучающимися и студентами.
2. Проведение контрольных срезов знаний, тестов, анкетирования
обучающихся и студентов творческого уровня.
3. Проведение конференций, конкурсов, творческих отчетов.

среди

Механизм реализации Программы
Данная Программа включает в себя три этапа реализации:
1 этап - «Диагностико -прогностический (мониторинг одаренности)»
1.Создание банка данных по одаренным обучающимся и студентам.
2. Создание банка творческих работ обучающихся и студентов.
3. Создание
банка текстов
олимпиад
и интеллектуальных и
профессиональных конкурсов.
4. Создание рекомендаций по работе с одаренными детьми в техникуме:
- диагностических мероприятий по выявлению одаренности обучающихся и
студентов;
- системы дополнительного образования;
- внеклассной работы по предмету;
- по проведению профессиональных конкурсов;
- обучение педагогов работе с одаренными обучающимися и студентами
через курсы повышения квалификации, семинары, педсоветы,
самообразование.
2 этап - «Основной»
1.Выявление одаренных обучающихся и студентов по истечении первого
семестра.
2.0рганизация системы научно-исследовательской деятельности обучающихся
и студентов.
3. Учет индивидуальных достижений обучающихся и студентов;
4. Переход на систему портфолио;
5. Проведение выставок технического творчества;
6. Проведение конкурсов профессионального мастерства;
7.Обобщение опыта работы педагогов, работающих с одаренными
обучающимися и студентами по технологиям творческого и
интеллектуального развития подростков.
3 этап - «Констатирующий»
1.Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными
обучающимися и студентами.
2. Внедрение в практику работы рейтинга обучающихся и студентов.
3. Развивать в одаренном обучающемся и студенте психологию «лидера».

Перспективный план по работе с одаренными обучающимися и
студентами.

Задачи
Создать эффективную и постоянно
действующую систему выявления
одаренных обучающихся и студентов.

Осуществлять методическое обеспечение
процесса развития одаренности
обучающихся и студентов.
Дальнейшее
повышение
научнотеоретических знаний преподавателей,
мастеров п/о и руководителей ЦК по
работе с одаренными обучающимися и
студентами.
Обеспечить условия для самореализации
интеллектуальных
и
творческих
способностей обучающихся и студентов.

Осуществлять контроль за качеством
учебно-методического обеспечения ОУ.
Проведение мероприятий в ОУ.

Работа спортивных секций.
Работа кружков и клубов по интересам.
Профориентационная работа

Содержание деятельности
1. Накопление банка данных об одаренных
обучающихся и студентах.
2. Организация работы социального
педагога, педагога-психолога, педагогов с
одаренными обучающимися и студентами.
1. Формирование банка ППО по работе с
одаренными обучающимися и студентами.
2. Подбор учебных программ для
углубленного изучения предметов.
1. Организация работы семинаров для
преподавателей,
мастеров
п/о
и
руководителей ЦК.
2. Организация курсовой подготовки для
педагогического состава.
1. Максимальная реализация в проведении
предметных
олимпиад
и
конкурсов
профессионального мастерства.
2.
Использование
методов
проекта,
технологии инновационного образования.
3. Использование дифференциации и
индивидуализации обучения обучающихся
и студентов.
Экспертиза
учебных
программ
для
одаренных обучающихся и студентов.
Предметные
недели,
предметные
олимпиады,
недели
профессионального
цикла,
конкурсы
профессионального
мастерства.
Расширение
количества
участников
спортивных секций техникума.
Расширение количества участников кружков
и клубов по интересам техникума.
Связь
техникума
с
МОУ
СОШ
Моздокского района по формированию
банка данных обучающихся и студентов
на предстоящий учебный год.

Организация и функциональное обеспечение данной Программы.
Функции директора.
Предусматривать в годовом учебном плане отдельный раздел по работе
с одарёнными обучающимися и студентами. Осуществлять контроль за его
выполнением участниками образовательного процесса. Создание фонда
поощрения и материального стимулирования одарённых обучающихся и
студентов
Функции руководителей структурных подразделений.
Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных
с реализацией Программы.
Организация и проведение семинаров по проблемам работы с
обучающимися и студентами.
Координация действий преподавателей, работающих с одарёнными
обучающимися и студентами. Помощь в разработке индивидуальных
образовательных программ для одарённых обучающихся и студентов.
Функции творческой группы.
Подбор диагностических материалов для выявления одарённых
обучающихся и студентов.
Сбор и систематизация материалов периодической печати и
педагогической литературы по данной проблеме.
Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными
обучающимися
и
студентами.
Определение
критериев
эффективности работы.
Функции руководителей ЦК.
Планирование и проведение предметных недель и олимпиад. Разработка
материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по
общеобразовательным предметам.
Планирование и проведение недель профессионального цикла и
олимпиад профессионального мастерства. Разработка материалов, вопросов и
заданий повышенного уровня сложности по спец.предметам.
Функции преподавателей и мастеров п/о.
Выявление преподавателями одарённых обучающихся и студентов по
своим предметам. Выявление мастерами п/о одарённых обучающихся и
студентов по избранной профессии.
Корректировка программ и тематических планов для работы с
одарёнными обучающимися и студентами (дифференцированный подход),
включение заданий повышенной сложности, творческого, научноисследовательского уровней
Организация индивидуальной работы с одарёнными обучающимися и
студентами.
Подготовка обучающихся и студентов к олимпиадам, конкурсам,
викторинам, конференциям, проводимым в техникуме и Республиканским.
Оформление своего опыта работы с одарёнными обучающимися и
студентами в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
^ ------ ~
к-ябинетях и учебных мастерских картотеки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».