Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«Моздокский аграрно-промышленный техникум»
ПРИКАЗ
«17» июля 2023 г.
№ 59
ст. Черноярская
«О наставничестве»
В соответствии с Законом РФ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании
в РФ», Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Приказ Минпросвещения
Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении
методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
по
и
программам среднего профессионального образования, в том числе с
применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»,
письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 г. № МР-42/02 «О
направлении
целевой
модели
наставничества
и
методических
рекомендаций», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить и ввести в действие
17.07.2023 г.
«Положение о
наставничестве» (Приложение №1), (Приложение №2).
2. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.
Директор
К.Н. Кадиев
Утверждено приказом
Директора ГБПОУ МАПТ
от 17.07.2023 г. № 59
________________ К.Н. Кадиев
ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве
станица Черноярская
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о наставничестве (далее - Положение) в ГБ
ПОУ «Моздокский аграрно-промышленный техникум» далее Техникум,
разработано в соответствие с:
1.2. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации
от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом
между обучающимися»;
Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от
23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся
для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
и
программам среднего профессионального образования, в том числе с
применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
Письмом Министерства просвещения России от 21.12.2021 №А31128/08 «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы
(целевой модели) наставничества педагогических работников в
образовательных организациях».
1.2. Положение о наставничестве в Техникуме, осуществляющем
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, разработано в целях достижения результатов национального
проекта «Образование».
Настоящее Положение:
определяет цель и задачи наставничества в соответствие с Целевой
моделью наставничества;
устанавливает порядок организации наставнической деятельности;
определяет права и обязанности ее участников;
определяет требования, предъявляемые к наставникам;
устанавливает способы мотивации наставников и кураторов;
определяет требования к проведению мониторинга и оценки
качества процесса реализации наставничества в Техникуме и его
эффективности.
1.3. Участниками системы наставничества в Техникуме являются:
наставник;
лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее наставляемый);
директор Техникума;
куратор внедрения Целевой модели наставничества в Техникуме;
выпускники Техникума;
участники различных сообществ, в том числе - работодатели,
представители образовательных организаций, профессиональных
ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов власти в сфере
здравоохранения и социального развития, представители региональной
власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и
организации, которые заинтересованы в реализации программ
наставничества.
2. Основные понятия и термины
В настоящем Положении используются следующие определения:
- Наставничество - универсальная технология передачи опыта,
знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и
ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на
доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации наставничества через
организацию работы наставнической пары или группы, участники которой
находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой
основной деятельностью и позицией участников.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает
конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает
новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий
успешный
опыт
в
достижении
жизненного,
личностного
и
профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом
и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - сотрудник Техникума, который отвечает за организацию
программы наставничества.
Программа
наставничества
комплекс
мероприятий
и
формирующих
их
действий,
направленный
на
организацию
взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для
получения ожидаемых результатов.
Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и
компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными
извне знаниями и навыками.
3. Цель и задачи наставничества. Функции Техникума в области
внедрения Целевой модели наставничества
Целью наставничества является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации, оказание помощи педагогическим
работникам (далее — педагоги) Техникума в их профессиональном
становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых
для выполнения должностных обязанностей.
Основными задачами реализации программы наставничества в
образовательной организации являются:
обучение наставляемых эффективным формам и методам
индивидуального развития и работы в коллективе;
формирование у наставляемых способности самостоятельно
преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной
и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей;
ускорение процесса профессионального становления и развития
педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и
ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности,
повышать свой профессиональный уровень;
сокращение периода профессиональной и социальной адаптации
педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в
Техникуме и создание благоприятных условий для их профессионального и
должностного развития;
создание условий для эффективного обмена личностным,
жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта,
участвующего в наставнической деятельности;
-выработка у участников системы наставничества высоких
профессиональных и моральных качеств, добросовестности,
ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного
отношения к индивидуальному развитию;
формирование открытого и эффективного сообщества вокруг
Техникума, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения
между его участниками.
Внедрение Целевой модели наставничества в Техникуме
предполагает осуществление следующих функций:
реализация мероприятий Дорожной карты внедрения Целевой
модели наставничества;
разработка, утверждение и реализация программ наставничества;
назначение куратора, ответственного за организацию внедрения
Целевой модели наставничества в Техникуме;
привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их
деятельностью;
инфраструктурное (в том числе - материально-техническое,
информационно-методическое) обеспечение наставничества;
осуществление
персонифицированного
учёта
молодых
специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности;
предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества
программы наставничества в Техникуме, показателей эффективности
наставнической деятельности;
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности
наставничества;
обеспечение формирования баз данных и лучших практик
наставнической деятельности в Техникуме;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального
мастерства педагогов, задействованных в реализации Целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
4. Порядок организации наставнической деятельности
4.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании
Положения, Дорожной карты внедрения Целевой модели и программ
наставничества.
4.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической
деятельности несет директор Техникума, куратор внедрения Целевой модели
наставничества и наставники в рамках, возложенных на них обязанностей по
реализации Целевой модели наставничества.
4.3. Куратор внедрения Целевой модели наставничества назначается
приказом директора.
4.4. Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием
наставников) и включает в себя:
реализуемые
в
Техникуме
формы
наставничества
«педагог-педагог»; «работодатель-педагог» (в период стажировки в
профильной организации) с учетом вариаций ролевых моделей по каждой
форме;
индивидуальные планы развития наставляемых под руководством
наставника (далее - индивидуальные планы) по каждой форме
наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с
наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом
выбранной ролевой модели.
4.5. Реализация наставнической программы происходит через работу
куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
4.6. Формирование базы наставников и наставляемых осуществляется
руководителем, куратором, педагогами, кураторами и иными лицами
образовательной
организации,
располагающими
информацией
о
потребностях педагогов - будущих участников программы.
4.7. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем
лиц, осваивающих и развивающих новые профессиональные компетенции,
метакомпетенции.
4.8. Наставляемыми могут быть педагоги:
молодые специалисты;
находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
желающие
овладеть
современными
программами,
образовательными
технологиями,
цифровыми
навыками,
информационно-коммуникационными компетенциями и т.д.
4.9. Наставниками могут быть:
успешные предприниматели или общественные деятели, готовые
передать свой опыт;
педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании
личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической
атмосферы;
педагоги и специалисты, соответствующие профилю наставника,
принятому в Техникуме, а именно: имеющие практический опыт более 8 лет
по профилю преподаваемой дисциплины, курса, модуля и более 5 лет стажа в
Техникуме; первую или высшую квалификационную категорию; прошедшие
подготовку к наставнической деятельности; высокий уровень
профессиональной компетентности; личностные качества, соответствующие
наставнику;
работодатели или преподаватели-эксперты (члены жюри, комиссий,
победители и лауреаты) по компетенциям различных профессиональных
конкурсов, чемпионатов, соревнований, олимпиад и пр.
4.10.База наставляемых и база наставников может меняться в
зависимости от потребностей образовательной организации в целом и от
потребностей участников образовательных отношений.
4.11.Наставник одновременно может осуществлять мероприятия
наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, по
согласованию с наставником и наставляемыми.
4.12.Длительность
и
сроки
наставничества
устанавливаются
индивидуально для каждой наставнической пары (группы) в зависимости от
планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по
итогам анализа потребности в развитии наставляемого.
4.13.В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении
которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций,
наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть
завершено досрочно. Срок наставничества может быть продлен в случае
временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного
отсутствия по уважительным причинам наставника или наставляемого.
4.14.Замена наставника производится приказом директора Техникума,
основанием могут выступать следующие обстоятельства:
прекращение наставником трудовых отношений с Техникумом;
психологическая несовместимость наставника и наставляемого;
систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
обоснованная просьба наставника или наставляемого.
4.15.При замене наставника период наставничества не меняется.
4.16.Формирование наставнических пар (групп) осуществляется на
добровольной основе и утверждается приказом директора.
4.17.С наставниками, приглашенными из других организаций
(предприятий) составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной
основе.
4.18.Этапы наставнической деятельности в Техникуме осуществляются
в соответствие с Дорожной картой внедрения Целевой модели
наставничества.
4.19.Количество встреч наставник и наставляемый определяют
самостоятельно при проведении встречи - планировании.
5. Права и обязанности куратора
5.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:
формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую
деятельность и представление их на утверждение руководителю Техникума;
оказание своевременной информационной, методической и
консультационной поддержки участникам наставнической деятельности;
мониторинг и оценка качества реализованных программ
наставничества;
оценка соответствия условий организации программ наставничества
требованиям и принципам Целевой модели наставничества на основе анкеты
куратора;
своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения
Целевой модели наставничества;
получение обратной связи от участников программы наставничества
и иных причастных к ее реализации лиц (опросы, анкетирование), обработка
полученных результатов;
анализ, обобщение положительного опыта осуществления
наставнической деятельности в Техникуме и участие в его распространении.
предоставление информации ответственному за составление
ежегодного отчета по самообследованию ГБ ПОУ «МАПТ» согласно
требуемому формату.
6. Куратор имеет право:
запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления,
представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и
оценки) от участников наставнической деятельности;
организовывать сбор данных о наставляемых через доступные
источники (руководители, заведующие отделениями, кураторы и др.);
вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы
Техникума, сопровождающие наставническую деятельность;
инициировать мероприятия в рамках организации наставнической
деятельности в Техникуме;
принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
вносить на рассмотрение руководству Техникуме предложения о
поощрении участников наставнической деятельности; организации
взаимодействия наставнических пар;
на поощрение при выполнении показателей эффективности
наставничества и высокого качества программ наставничества.
6.1. Права и обязанности наставника
Наставник обязан:
- помогать разрабатывать индивидуальный план развития
наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы,
контролировать его выполнение, оценивать фактический результат
осуществления запланированных мероприятий;
- в соответствии с программой наставничества лично встречаться с
наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их
выполнения,
обсуждения,
и
(при
необходимости),
коррекции
индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности;
- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в
деятельности наставляемого в рамках мероприятий индивидуального плана;
- передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее
рациональным приемам и современным методам работы или поведения;
оказывать наставляемому помощь по принятию правильных
решений в нестандартных ситуациях и пр.;
своевременно реагировать на проявления недисциплинированности
наставляемого;
личным
примером
развивать
положительные
качества
наставляемого, при необходимости - корректировать его поведение;
принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников
в Техникуме, в том числе - в рамках программы наставничества;
в случае, если он не является сотрудником Техникума, предоставить
справки об отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы,
необходимые для осуществления наставнической деятельности в отношении
обучающихся.
6.2. Наставник имеет право:
привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с
реализацией программы наставничества;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в
Техникуме, в том числе - с деятельностью наставляемого;
выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и
своевременности
выполнения
заданий,
проектов,
определенных
индивидуальным планом;
требовать выполнения наставляемым индивидуального плана;
в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого
(для формы наставничества «педагог-педагог») и иных оценочных или
конкурсных мероприятиях;
принимать участие в оценке качества реализованных программ
наставничества, в оценке соответствия условий организации программ
наставничества требованиям и принципам целевой модели наставничества;
обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и
дополнений в документацию и инструменты осуществления программ
наставничества и за организационно-методической поддержкой;
обращаться к директору Техникума с мотивированным заявлением о
сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или
успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, мероприятий индивидуального плана развития.
7. Права и обязанности наставляемого
7.1. Наставляемый обязан:
выполнять задания, определенные в индивидуальном плане, в
установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы,
связанные с выполнением индивидуального плана;
совместно с наставником развивать дефицитные компетенции,
выявлять и устранять допущенные ошибки;
выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с
выполнением индивидуального плана, учиться у него практическому
решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки;
отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся
его мероприятий индивидуального плана);
сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с
исполнением определенных пунктов индивидуального плана;
проявлять
дисциплинированность,
организованность
и
ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках
наставничества;
принимать участие в мероприятиях в соответствии с программой
наставничества.
7.2. Наставляемый имеет право:
пользоваться
имеющейся
в
Техникуме
нормативной,
информационноаналитической и учебно-методической документацией,
материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию
индивидуального плана;
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом,
помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать
интересующую информацию;
принимать участие в оценке качества реализованных программ
наставничества, в оценке соответствия условий организации программ
наставничества требованиям и принципам целевой модели наставничества;
при невозможности установления личного контакта с наставником
выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору
наставнической деятельности в Техникуме.
8. Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества
8.1. Оценка качества процесса реализации программ наставничества в
Техникуме направлена на:
изучение (оценку) качества реализованных программ
наставничества, их сильных и слабых сторон, качества совместной работы
пар (групп) «наставник-наставляемый» посредством проведения куратором
SWOT- анализа;
выявление соответствия условий организации программ
наставничества требованиям и принципам целевой модели.
8.2. Оценка эффективности внедрения целевой модели осуществляется с
периодичностью 1 раз в год.
8.3. Оценка реализации программ наставничества также осуществляется
на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых
организацией наставнической деятельности в Техникуме.
8.4. В целях обеспечения открытости реализации целевой модели
наставничества на сайте Техникума размещается и своевременно
обновляется информация о наставнической деятельности.
9. Мотивация участников наставнической деятельности
9.1. Участники наставнической деятельности в Техникуме, показавшие
высокие результаты, могут быть представлены решением директора
Техникума к следующим видам поощрений:
публичное признание значимости их работы - объявление
благодарности, награждение почетной грамотой и др.;
размещение информации (например, фотографий, документов о
поощрении, документов о достижениях и др.) на сайте и страницах
Техникума в социальных сетях.
9.2. Руководство Техникума также может оказывать содействие
развитию социального капитала наиболее активных участников
наставничества через приглашение их к участию в коммуникативных
мероприятиях (конференции, форумы, совещания и др.).
9.3. Руководство Техникума вправе применять иные методы
нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды
института наставничества и повышения его эффективности.
Приложение 2
к приказу директора
№59 от 17 июля 2023 г.
Дорожная карта (План мероприятий) по организации внедрения целевой модели наставничества в
ГБ ПОУ «Моздокский аграрно-промышленный техникум»
на период 2023-2024 годы
Наименование
№
этапа
1 Подготовка
условий
для
запуска
программы
наставничества
Мероприятия
Сроки
Изучение и систематизация август 2023
имеющихся материалов по
внедрению
программы
наставничества
Ответственны
Планируемый
е
результат
Бредун О.Н. Подготовить банк
нормативных
правовых
документов
Информирование
педагогов, август 2023
выпускников, работодателей и
др. о возможностях и целях
целевой модели
наставничества
Бредун О.Н.
Протокол
заседания
Педагогического
совета Техникума.
Анализ наличной
ситуации в
Техникуме
Подготовка нормативной базы июль 2023г.
реализации целевой модели
наставничества
Бредун О.Н.
Издать
приказ
«Внедрение
целевой модели
наставничества в
Техникуме»
и
назначение
куратора и состава
проектной
группы.
Утверждено
Положение о
наставничестве в
Техникуме.
Проведено
административно
е совещание по
вопросам
реализации
целевой модели
наставничества.
Провести
мониторинг
по
выявлению
предварительных
запросов от
Выбор форм и программ АвгустБредун О.Н.
наставничества
исходя
из сентябрь
потребностей Техникума
2023, Далее-по
необходимост
и
2.
3.
4.
Формирование
базы
наставляемых
Сбор данных о наставляемых:
-выявление
конкретных
профессиональных дефицитов
педагогов Техникума, которые
можно решить с помощью
наставничества;
-сбор и систематизация
запросов от потенциальных
наставляемых.
Формирование
базы
наставляемых.
Формирование
Сбор данных о наставниках.
базы наставников Формирование базы
наставников.
Отбор и
обучение
наставников
Ежегодно
Бредун О.Н.
вначале
учебного года,
далее-по
необходимост
и
потенциальных
наставляемых и о
заинтересованных
в наставничестве
аудитории внутри
Техникума.
Определить
формы
и
программы
наставничества.
Сформировать
банк программ по
формам
наставничества.
Сформировывать
базы
наставляемых,
карта аналитики
областей запросов
потенциальных
наставляемых
Ежегодно
Бредун О.Н. Проводить
вначале
Дзотова О.К. анкетирование
учебного года,
среди
далее-по
потенциальных
необходимост
наставников,
и
желающих
принять участие в
программе
наставничества.
Сформировывать
базу наставников
из числа отбор
Выявление
наставников, Ежегодно
Бредун О.Н. Проводить
педагогов.
входящих
в
базу вначале
наставников в
потенциальных наставников.
учебного года,
соответствии с
Обучение наставников для далее-по
профилем
работы с наставляемыми.
необходимост
наставника из
и
числа педагогов
Техникума.
Проводить
собеседование.
Подготовливать
методические
материалы для
сопровождения
наставнической
деятельности.
Утверждать
программы и
графики
5.
6
обучения
наставников.
Обучение
наставников.
Формирование
Отбор
наставников
и Ежегодно
Бредун О.Н. Организовывать
наставнических
наставляемых
вначале
Дзотова О.К. групповые
пар / групп
учебного года,
встречи
далее-по
наставников и
необходимост
наставляемых.
и
Проведить
анкетирования на
предмет
предпочитаемого
наставника/наста
вляемого после
завершения
групповой
встречи.
Анализ анкет
групповой встречи
и соединение
наставников и
наставляемых в
Закрепление наставнических Ежегодно
Бредун О.Н.. Сформировывать
пары/ группы.
пар / групп
вначале
пары,
готовые
учебного года,
продолжить
далее-по
работу в рамках
необходимост
Программы.
и
Издать Приказ о
закреплении
наставнических
пар/групп.
Оформлять
индивидуальные
планы
развития
наставляемого.
Организация
и Организация
комплекса В
течение Бредун О.Н. Результаты
осуществление
последовательных
встреч учебного года
мониторинга:
работы
наставников и наставляемых.
обратная связь от
наставнических
Закрепление гармоничных и
наставляемых (для
пар / групп
продуктивных отношений в
мониторинга
паре/группе так, чтобы они
динамики влияния
были
максимально
Программы на
комфортными, стабильными и
наставляемых);
результативными для обеих
сбор обратной
сторон.
связи от
наставников,
наставляемых и
куратора для
мониторинга
7
Завершение
наставничества
Подведение итогов работы
каждой
пары/группы:
проведение
мониторинга
личной
удовлетворенности
участием
в
программе
наставничества;
-проведение
мониторинга
качества
реализации
программы наставничества.
-проведение мониторинга и
оценка влияния программ на
всех участников.
Популяризация эффективных
практик.
Ежегодно,
май-июнь
Бредун
О.Н.
Наставники
эффективности
реализации
Программы.
Сформировыват
ь
отчеты
куратора
и
наставников по
итогам работы
наставнической
программы.
Сформирована
база
потенциальных
наставников;
Скомплектован
банк
методических
материалов.
Проведены
мероприятия по
итогам
Программы
наставничества.