Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Моздокский аграрно-промышленный техникум» ПРИКАЗ «17» июля 2023 г. № 59 ст. Черноярская «О наставничестве» В соответствии с Законом РФ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ», Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным по и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 г. № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций», ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить и ввести в действие 17.07.2023 г. «Положение о наставничестве» (Приложение №1), (Приложение №2). 2. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой. Директор К.Н. Кадиев Утверждено приказом Директора ГБПОУ МАПТ от 17.07.2023 г. № 59 ________________ К.Н. Кадиев ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве станица Черноярская 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о наставничестве (далее - Положение) в ГБ ПОУ «Моздокский аграрно-промышленный техникум» далее Техникум, разработано в соответствие с: 1.2. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ; Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; Письмом Министерства просвещения России от 21.12.2021 №А31128/08 «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях». 1.2. Положение о наставничестве в Техникуме, осуществляющем образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, разработано в целях достижения результатов национального проекта «Образование». Настоящее Положение: определяет цель и задачи наставничества в соответствие с Целевой моделью наставничества; устанавливает порядок организации наставнической деятельности; определяет права и обязанности ее участников; определяет требования, предъявляемые к наставникам; устанавливает способы мотивации наставников и кураторов; определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса реализации наставничества в Техникуме и его эффективности. 1.3. Участниками системы наставничества в Техникуме являются: наставник; лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее наставляемый); директор Техникума; куратор внедрения Целевой модели наставничества в Техникуме; выпускники Техникума; участники различных сообществ, в том числе - работодатели, представители образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов власти в сфере здравоохранения и социального развития, представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. 2. Основные понятия и термины В настоящем Положении используются следующие определения: - Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Форма наставничества - способ реализации наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор - сотрудник Техникума, который отвечает за организацию программы наставничества. Программа наставничества комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. 3. Цель и задачи наставничества. Функции Техникума в области внедрения Целевой модели наставничества Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) Техникума в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей. Основными задачами реализации программы наставничества в образовательной организации являются: обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе; формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей; ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в Техникуме и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития; создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта, участвующего в наставнической деятельности; -выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию; формирование открытого и эффективного сообщества вокруг Техникума, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками. Внедрение Целевой модели наставничества в Техникуме предполагает осуществление следующих функций: реализация мероприятий Дорожной карты внедрения Целевой модели наставничества; разработка, утверждение и реализация программ наставничества; назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели наставничества в Техникуме; привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью; инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационно-методическое) обеспечение наставничества; осуществление персонифицированного учёта молодых специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности; предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества программы наставничества в Техникуме, показателей эффективности наставнической деятельности; проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества; обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в Техникуме; обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогов, задействованных в реализации Целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4. Порядок организации наставнической деятельности 4.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании Положения, Дорожной карты внедрения Целевой модели и программ наставничества. 4.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет директор Техникума, куратор внедрения Целевой модели наставничества и наставники в рамках, возложенных на них обязанностей по реализации Целевой модели наставничества. 4.3. Куратор внедрения Целевой модели наставничества назначается приказом директора. 4.4. Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и включает в себя: реализуемые в Техникуме формы наставничества «педагог-педагог»; «работодатель-педагог» (в период стажировки в профильной организации) с учетом вариаций ролевых моделей по каждой форме; индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника (далее - индивидуальные планы) по каждой форме наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели. 4.5. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. 4.6. Формирование базы наставников и наставляемых осуществляется руководителем, куратором, педагогами, кураторами и иными лицами образовательной организации, располагающими информацией о потребностях педагогов - будущих участников программы. 4.7. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, осваивающих и развивающих новые профессиональные компетенции, метакомпетенции. 4.8. Наставляемыми могут быть педагоги: молодые специалисты; находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; желающие овладеть современными программами, образовательными технологиями, цифровыми навыками, информационно-коммуникационными компетенциями и т.д. 4.9. Наставниками могут быть: успешные предприниматели или общественные деятели, готовые передать свой опыт; педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; педагоги и специалисты, соответствующие профилю наставника, принятому в Техникуме, а именно: имеющие практический опыт более 8 лет по профилю преподаваемой дисциплины, курса, модуля и более 5 лет стажа в Техникуме; первую или высшую квалификационную категорию; прошедшие подготовку к наставнической деятельности; высокий уровень профессиональной компетентности; личностные качества, соответствующие наставнику; работодатели или преподаватели-эксперты (члены жюри, комиссий, победители и лауреаты) по компетенциям различных профессиональных конкурсов, чемпионатов, соревнований, олимпиад и пр. 4.10.База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей образовательной организации в целом и от потребностей участников образовательных отношений. 4.11.Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, по согласованию с наставником и наставляемыми. 4.12.Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (группы) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого. 4.13.В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или наставляемого. 4.14.Замена наставника производится приказом директора Техникума, основанием могут выступать следующие обстоятельства: прекращение наставником трудовых отношений с Техникумом; психологическая несовместимость наставника и наставляемого; систематическое неисполнение наставником своих обязанностей; привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; обоснованная просьба наставника или наставляемого. 4.15.При замене наставника период наставничества не меняется. 4.16.Формирование наставнических пар (групп) осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора. 4.17.С наставниками, приглашенными из других организаций (предприятий) составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 4.18.Этапы наставнической деятельности в Техникуме осуществляются в соответствие с Дорожной картой внедрения Целевой модели наставничества. 4.19.Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при проведении встречи - планировании. 5. Права и обязанности куратора 5.1. На куратора возлагаются следующие обязанности: формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение руководителю Техникума; оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; мониторинг и оценка качества реализованных программ наставничества; оценка соответствия условий организации программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели наставничества на основе анкеты куратора; своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели наставничества; получение обратной связи от участников программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в Техникуме и участие в его распространении. предоставление информации ответственному за составление ежегодного отчета по самообследованию ГБ ПОУ «МАПТ» согласно требуемому формату. 6. Куратор имеет право: запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности; организовывать сбор данных о наставляемых через доступные источники (руководители, заведующие отделениями, кураторы и др.); вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы Техникума, сопровождающие наставническую деятельность; инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в Техникуме; принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; вносить на рассмотрение руководству Техникуме предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар; на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого качества программ наставничества. 6.1. Права и обязанности наставника Наставник обязан: - помогать разрабатывать индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий; - в соответствии с программой наставничества лично встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности; - выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий индивидуального плана; - передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения; оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.; своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого; личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости - корректировать его поведение; принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в Техникуме, в том числе - в рамках программы наставничества; в случае, если он не является сотрудником Техникума, предоставить справки об отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся. 6.2. Наставник имеет право: привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией программы наставничества; участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в Техникуме, в том числе - с деятельностью наставляемого; выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных индивидуальным планом; требовать выполнения наставляемым индивидуального плана; в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы наставничества «педагог-педагог») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях; принимать участие в оценке качества реализованных программ наставничества, в оценке соответствия условий организации программ наставничества требованиям и принципам целевой модели наставничества; обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления программ наставничества и за организационно-методической поддержкой; обращаться к директору Техникума с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития. 7. Права и обязанности наставляемого 7.1. Наставляемый обязан: выполнять задания, определенные в индивидуальном плане, в установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением индивидуального плана; совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки; выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки; отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий индивидуального плана); сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов индивидуального плана; проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества; принимать участие в мероприятиях в соответствии с программой наставничества. 7.2. Наставляемый имеет право: пользоваться имеющейся в Техникуме нормативной, информационноаналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию индивидуального плана; в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию; принимать участие в оценке качества реализованных программ наставничества, в оценке соответствия условий организации программ наставничества требованиям и принципам целевой модели наставничества; при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в Техникуме. 8. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества 8.1. Оценка качества процесса реализации программ наставничества в Техникуме направлена на: изучение (оценку) качества реализованных программ наставничества, их сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар (групп) «наставник-наставляемый» посредством проведения куратором SWOT- анализа; выявление соответствия условий организации программ наставничества требованиям и принципам целевой модели. 8.2. Оценка эффективности внедрения целевой модели осуществляется с периодичностью 1 раз в год. 8.3. Оценка реализации программ наставничества также осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в Техникуме. 8.4. В целях обеспечения открытости реализации целевой модели наставничества на сайте Техникума размещается и своевременно обновляется информация о наставнической деятельности. 9. Мотивация участников наставнической деятельности 9.1. Участники наставнической деятельности в Техникуме, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением директора Техникума к следующим видам поощрений: публичное признание значимости их работы - объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.; размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о достижениях и др.) на сайте и страницах Техникума в социальных сетях. 9.2. Руководство Техникума также может оказывать содействие развитию социального капитала наиболее активных участников наставничества через приглашение их к участию в коммуникативных мероприятиях (конференции, форумы, совещания и др.). 9.3. Руководство Техникума вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности. Приложение 2 к приказу директора №59 от 17 июля 2023 г. Дорожная карта (План мероприятий) по организации внедрения целевой модели наставничества в ГБ ПОУ «Моздокский аграрно-промышленный техникум» на период 2023-2024 годы Наименование № этапа 1 Подготовка условий для запуска программы наставничества Мероприятия Сроки Изучение и систематизация август 2023 имеющихся материалов по внедрению программы наставничества Ответственны Планируемый е результат Бредун О.Н. Подготовить банк нормативных правовых документов Информирование педагогов, август 2023 выпускников, работодателей и др. о возможностях и целях целевой модели наставничества Бредун О.Н. Протокол заседания Педагогического совета Техникума. Анализ наличной ситуации в Техникуме Подготовка нормативной базы июль 2023г. реализации целевой модели наставничества Бредун О.Н. Издать приказ «Внедрение целевой модели наставничества в Техникуме» и назначение куратора и состава проектной группы. Утверждено Положение о наставничестве в Техникуме. Проведено административно е совещание по вопросам реализации целевой модели наставничества. Провести мониторинг по выявлению предварительных запросов от Выбор форм и программ АвгустБредун О.Н. наставничества исходя из сентябрь потребностей Техникума 2023, Далее-по необходимост и 2. 3. 4. Формирование базы наставляемых Сбор данных о наставляемых: -выявление конкретных профессиональных дефицитов педагогов Техникума, которые можно решить с помощью наставничества; -сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых. Формирование базы наставляемых. Формирование Сбор данных о наставниках. базы наставников Формирование базы наставников. Отбор и обучение наставников Ежегодно Бредун О.Н. вначале учебного года, далее-по необходимост и потенциальных наставляемых и о заинтересованных в наставничестве аудитории внутри Техникума. Определить формы и программы наставничества. Сформировать банк программ по формам наставничества. Сформировывать базы наставляемых, карта аналитики областей запросов потенциальных наставляемых Ежегодно Бредун О.Н. Проводить вначале Дзотова О.К. анкетирование учебного года, среди далее-по потенциальных необходимост наставников, и желающих принять участие в программе наставничества. Сформировывать базу наставников из числа отбор Выявление наставников, Ежегодно Бредун О.Н. Проводить педагогов. входящих в базу вначале наставников в потенциальных наставников. учебного года, соответствии с Обучение наставников для далее-по профилем работы с наставляемыми. необходимост наставника из и числа педагогов Техникума. Проводить собеседование. Подготовливать методические материалы для сопровождения наставнической деятельности. Утверждать программы и графики 5. 6 обучения наставников. Обучение наставников. Формирование Отбор наставников и Ежегодно Бредун О.Н. Организовывать наставнических наставляемых вначале Дзотова О.К. групповые пар / групп учебного года, встречи далее-по наставников и необходимост наставляемых. и Проведить анкетирования на предмет предпочитаемого наставника/наста вляемого после завершения групповой встречи. Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в Закрепление наставнических Ежегодно Бредун О.Н.. Сформировывать пары/ группы. пар / групп вначале пары, готовые учебного года, продолжить далее-по работу в рамках необходимост Программы. и Издать Приказ о закреплении наставнических пар/групп. Оформлять индивидуальные планы развития наставляемого. Организация и Организация комплекса В течение Бредун О.Н. Результаты осуществление последовательных встреч учебного года мониторинга: работы наставников и наставляемых. обратная связь от наставнических Закрепление гармоничных и наставляемых (для пар / групп продуктивных отношений в мониторинга паре/группе так, чтобы они динамики влияния были максимально Программы на комфортными, стабильными и наставляемых); результативными для обеих сбор обратной сторон. связи от наставников, наставляемых и куратора для мониторинга 7 Завершение наставничества Подведение итогов работы каждой пары/группы: проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества; -проведение мониторинга качества реализации программы наставничества. -проведение мониторинга и оценка влияния программ на всех участников. Популяризация эффективных практик. Ежегодно, май-июнь Бредун О.Н. Наставники эффективности реализации Программы. Сформировыват ь отчеты куратора и наставников по итогам работы наставнической программы. Сформирована база потенциальных наставников; Скомплектован банк методических материалов. Проведены мероприятия по итогам Программы наставничества.